Программа
МАУ ДО
ДООЦ
"БАЙКАЛЬСКИЕ
ВОЛНЫ"
«BAIKALWOOD»
Информационная карта программы
1 |
Полное название программы |
Программа летнего оздоровительного центра на базе МАУ ДО ДООЦ «Байкальские волны» «Baikalwood» |
2 |
Цель программы |
Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления
здоровья детей, их полноценного отдыха, позволяющего реально способствовать
развитию творческих, организаторских и других способностей детей. |
3 |
Направление деятельности |
·
Спортивно-оздоровительный ·
Трудовой модуль ·
Экологический модуль ·
Патриотический модуль ·
Кружковой модуль ·
Художественно-творческий
модуль ·
Эстетический модуль |
4 |
Краткое содержание
программы |
Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу;
ожидаемые результаты и условия реализации |
5 |
Ожидаемые результаты |
·Организация полноценного отдыха детей ·Расширение кругозора детей, развитие их
организаторских, творческих способностей ·Сплочение детских коллективов ·Личностный рост воспитанников Программы |
6 |
Система контроля |
Последовательное отслеживание эффективности
педагогических воздействий на ежедневных планерках, педагогических советах,
циклические мониторинги, анализ результатов деятельности, анкетирование и
диагностирование роста отрядов и участников смены. |
7 |
Авторы программы |
Башкуев Н.А. |
8 |
Место реализации |
с. Сухая « Байкальские волны» |
9 |
Количество и возраст учащихся |
7-16 лет |
10 |
Сроки проведения |
Июнь- август |
11 |
Количество смен |
4 смены |
Содержание программы:
Пояснительная
записка
Обоснование
актуальности программы
Цель,
задачи и методы программы..
Принципы,
используемые при проведении и планировании лагерной смены
Направление
и виды деятельности
Механизм
реализации программы
Этапы развития программы условия реализация
программы
Основные
педагогические технологии
Режим
дня
План работы с
детским активом
План работы с
родителями
Индивидуальная
работа с детьми
Работа с кадрами
План
– сетка работы
Диагностика
и мониторинг
Критерии
отслеживания участия в коллективно-творческих делах
Критерии
отслеживания реализации творческого потенциала личности ребёнка
Критерии
отслеживания формирования устойчивого положительного отношения к пониманию
приоритетности своего здоровья и здорового образа жизни
Критерии
отслеживания проявления позитивного отношения к самообслуживанию, общественно
полезному труду
Прописные истины
ДОЛ «Байкальские волны
Ожидаемые
результаты
Список
используемой литературы
Пояснительная записка
Настоящая
программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых
документов:
·Конвенцией ООН о правах ребенка
·Конституцией РФ
·Законом “Об образовании”
·ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка РФ” от 24.07.98 №
124-ФЗ
·Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 № 197 –ФЗ
·Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с
дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобраз РФ от 13.07.2001 №
2688
Обоснование актуальности программы
Лето – каникулы, особо ценное и деятельное пространство
образования, принципиально важное для развития и саморазвития детей и
подростков.
Программа деятельности детского
оздоровительного лагеря актуальна, т.к.
ориентирована на создание ситуации успеха ее участников, что является условием
личностного развития, принятия активной позиции, источником внутренних сил и
энергии. Каждый человек стремится быть успешным. Успешность означает
способность и возможность добиваться определенных результатов в той или иной
сфере жизнедеятельности. Слово «успех» происходит от глагола «успеть».
Следовательно, успешный человек – это тот, который успевает все намеченное
больше других, качественнее и быстрее. Успешный человек отвечает за себя и свои
поступки. Однако, невозможно живя в обществе людей, быть в одиночку успешным.
Необходимо создавать такую атмосферу взаимодействия, которая проводила бы к
успеху каждого члена коллектива отряда и лагеря.
Программа деятельности лагеря называется
«Baikalwood» потому, что 2016 год признан годом «Кино». Программа направлена
на формирование жизненной позиции, при которой признается ценность и
неповторимость каждого «Я» и умение раскрыть эту неповторимость с помощью
различных тренингов актерского мастерства, обучению детей сценической речи,
журналистики и т.д.
Цель- создание оптимальных
условий для сохранения и укрепления здоровья детей, их полноценного отдыха,
позволяющего реально способствовать развитию творческих, организаторских и
других способностей детей.
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей.
2. Формирование интереса к различным видам деятельности.
3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4. Укрепление здоровья, содействие полноценному физическому развитию.
5. Приобщение ребят к разнообразному опыту социальной жизни через участие в
игре.
6. Воспитание ответственности, бережного отношения к природе, развитие
экологического кругозора.
7. Развитие производительности психологического процесса, самообслуживания,
творчества.
8. Формирование качеств, составляющих культуру поведения,
санитарно-гигиеническую культуру.
9. Формирование умений оказывать первую помощь в ЧС.
10.
Формирование отношений сотрудничества и содружества в детском коллективе и во
взаимодействиях со взрослыми.
Педагогическая
диагностика и способы корректировки программы.
В лагере диагностика будет проходить в несколько этапов:
§ На начальном этапе будет происходить сбор данных о направленности интересов ребенка, мотивации деятельности и уровень готовности к ней (тесты, анкеты, игры);
§ Итоговая диагностика позволит оценить результаты реализации программы.
§ Диагностика проходит на протяжении всей смены: на «огоньках», после мероприятий, перед проведением какого-либо экспериментального мероприятия, по окончании лагерной смены.
Организационно-методическое
и
материально-техническое
обеспечение:
Для успешной реализации программы необходимо следующее обеспечение:
ü Музыкальное, фото-видеооборудование, магнитофоны в отряды;
ü Спортивно-игровой инвентарь;
ü Канцелярские товары и Призовой фонд: сувенирная продукция, грамоты.
ü Методическая литература: игры, конкурсы, сценарии, праздники и т.д.
ü Автотранспорт.
Учитывая
кратковременность пребывания детей в лагере, основными методами организации деятельности
являются:
·
Метод
игры. Учитывая
возрастные особенности участников смены, выбрана сюжетно-ролевая
·
Метод
коллективной творческой деятельности.
Методика коллективной творческой деятельности как нельзя лучше подходит для
реализации плана лагерной смены. Ребенок участвует в совместной деятельности со
сверстниками и взрослыми, что позволяет реализовать его творческий потенциал. В
процессе подготовки к ключевым делам смены, ребята взаимодействуют не только в
своих отрядах, но и в разновозрастных группах, которые объединяют
представителей разных отрядов.
·
Метод
театрализации. Особенно ярко он
проявляется во время проведения тематических смен. Он реализуется через
костюмирование, особый словарь общения, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит
детей с разнообразными сюжетами из жизни.
·
Метод
состязательности. Состязание
стимулирует к поиску, открытию побед над собой. Состязательность
распространяется на все сферы деятельности, кроме нравственной.
·
Метод
опоры на положительные эмоции ребенка.
Искать в ребенке хорошее, заметить и оценить его рост, оказать доверие, создать
ситуацию успеха для каждого.
·
Метод
самостоятельности и инициативы.
Дети способны на смелые идеи, фантазии. Нужно только во время поддержать их
инициативу и дать немного самостоятельности. Тогда успех делу обеспечен.
Содержание
программы.
Логика
построения содержания программы.
Смена будет проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Baikalwood».
Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт
большие возможности для формирования позитивной направленности личности
ребёнка. В течение всей игры, участники и организаторы программы живут согласно
уже сложившимся законам и традициям лагеря, и действуют
согласно своим ролям.
Отряд –
это киностудия которая носит название выбранное по своему желанию. Главной
целью всех отрядов, является получение «кадрика» или «Оскара» (1 Оскар = 10
кадриков), а также попасть в «Голливудскую летопись лагеря» (вместо звездной
аллеи). Задача киностудий – за смену набрать как можно больше «кадриков» и
«Оскаров». Если киностудия или ее Герои (герои- это
дети) совершили какую-либо провинность, им вручается «Золотая малина» -
негативная «награда», которая не самым лучшим образом сказывается для них во
время определения лучшей киностудии сезона
По итогам смены состоится Гала-концерт, где
пройдет церемония награждения в различных номинациях: на лучшую женскую и
мужскую роль, на лучшую режиссуру, на лучшую операторскую работу и многие
другие. Каждый получит сертификат, свидетельствующий о прохождении курса
"становления молодой Звезды" и диплом об окончании "Байкальской
Академии Голливудских Искусств".
В ходе игры, ребята получат навыки коллективно – творческой деятельности. Именно поэтому каждый день пробуются силы участников в различных ситуациях. Также как и отряд, каждый житель страны может заработать своим умом, активностью, талантом денежную единицу страны – «Байкалики» в конце смены будут разыграны лоты,
Пользуясь картой Страны, которую жители Страны соберут во второй день смены, они начнут бороться за Кадрики, попытаются найти разумные выходы из «интеллектуального лабиринта», вместе с нечистой силой русских сказок проведут незабываемое время, потренируют здоровое тело для здорового духа в «Олимпийской долине» и т.д.
Так же в рамках программы, в течение всей смены будут проводиться занятия в мастерских (кружках)
·
Актерское мастерство;
·
Сценическая речь;
·
Хореография;
· Вокал;
· «Информационный центр» - объединение помощников воспитателей, целью которого является освещение жизнедеятельности лагеря. Участие в деятельности Информационного центра позволяет ощутить себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему массовой коммуникации, дает возможность свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать интересы, обращаться к общественному мнению. Руководит центром главный редактор – педагог-организатор.
Направления деятельности центра следующие:
ü выпуск оперативных информационных листов, отражающих решение Большого Совета;
ü оформление кино ленты Страны и организация его деятельности.
Проводниками игры являются вожатые-наставники, а во главе
отряда выступают главы
Принципы, используемые при проведении и
планировании лагерной смены
· Безопасность всех мероприятий
· Индивидуализированный подход, предполагаемый учет особенностей, интересов и потребностей каждого конкретного ребенка
· Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течении дня
· Диологолизация педагогического процесса и ценностно-смыслового равенств, взрослого и ребенка
· Принцип свободы самовыражение
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Направление и виды деятельности
Программа «BAIKALWOOD» реализуется по следующим
направлениям:
Направления |
Задачи |
Содержание деятельности по направлениям |
1. Спортивно- оздоровительное -физическое совершенствование, укрепление здоровья и
формирование навыков санитарно гигиенической культуры. |
1.Развитие
физических способностей детей через активную спортивную жизнь в лагере 2. Обучение
приемам и методам оздоровления организма 3. Осознание
важности систематических занятий физической культурой и спортом для
всестороннего развития личности 4.Привитие
навыков к здоровому образу жизни 5. Умение
соблюдать режим дня, стремление к регулярным занятиям физической культурой
интерес к походам по родному краю 6.Стремление к
выполнению правил личной и общественной гигиены, приучение к закаливанию 7.Развитие
общей и скоростной выносливости, гибкости, ловкости, повышения спортивного
мастерства |
Утренняя
зарядка «Веселые старты» Соревнования по футболу
Спартакиада (отрядная, общелагерная) «Час игры» Закаливание, Плавание, |
2. Художественно – творческое - создание условий для творческой самореализации детей. |
1. Эстетическое
восприятие предметов и явлений действительности 2. Развитие
способностей видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде и творчестве
людей 3. Интерес
к занятиям творческого характера, участие художественной и музыкальной
самодеятельности. 4. Создание
взаимоотношений между взрослыми и детьми в стиле совместной равноправной,
взаиморазвивающей, творческой, интеллектуальной деятельности. 5. Воспитание
духовной культуры. |
Работа
творческих мастерских, конкурсы рисунков, конкурс отрядных уголков, творческие конкурсы, выставка рисунков «Профессия
будущего» Выставка |
3. Нравственно – патриотическое – энергия созидания. Ежедневно отдавая почести символам
государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине,
гордость за принадлежность к гражданам России, Республики Бурятия. Комплекс
мероприятий патриотической тематики лег в основу воспитательной работы всех 3
смен лагеря. |
1. Пробуждать у
детей интерес к родному краю, своей стране. 2. Воспитание
чувства патриотизма, любви к своей Родине. 3. Воспитывать
в детях доброту, человечность, милосердие. |
Статен в строю, смел в бою, Зарница. День России, День Бурятии (концертная программа) |
Т4.Трудовое воспитание - осознание важности трудовой деятельности для развития
личности и общества |
1.Вовлечение
«трудных» ребят в трудовую деятельность 3. Оказывать
помощь по поддержанию территории лагеря в чистоте. 4. Развивать
патриотическое воспитание через отношение к окружающей действительности 5.
Воспитывать любовь к родной природе |
Трудовые
десанты по уборке лагерной территории. Выставка
поделок Самообслуживающий
труд (дежурство по отряду) |
5. Экологическое воспитание -Воспитание экологической культуры здоровья, жилья,
взаимоотношений, взаимодействия с окружающим миром. |
1.1.Обеспечение
«экологизации» детского оздоровительного лагеря в развивающих, воспитывающих
целях. 2.Расширение представлений о многомерности мира 3. Формирование
активной позиции школьников в решении экологических проблем. 4.Обогащение личного опыта детей
по взаимодействию с окружающим миром. 5. Включение детей в экологически
ориентированную практическую творческую деятельность, формирование
экологических знаний, умений и навыков. |
День
экодвижения Спортивно-туристическая
эстафета с использованием знаков дорожного движения — экознаков, заданиями на
пользование различными видами транспорта День
экологической прессы (конкурсная программа)
Конкурсы экологических листовок,
платков, рисунков |
6.Эстетический
модуль |
1. Пробуждать в детях чувство прекрасного; 2. Формировать навыки культурного поведения и
общения; 3.
Прививать
детям эстетический вкус. |
Конкурсы лагерные, отрядные, оформления отрядных
уголков |
7. Кружковый модуль |
4. Создать условия для развития личности; 5. Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству; 6. Способствовать созданию эмоционального благополучия; 7. Приобщать к общечеловеческим ценностям; 8. Развивать интеллектуальную и духовную стороны личности ребенка; 9. Осуществлять профилактику и коррекцию психического и физического здоровья детей. |
Формы работы кружков: заседания, «круглые столы», мозговой штурм, обсуждения. |
Механизм реализации программы
Программу реализуют: старший воспитатель, старший вожатый, воспитатели
отрядов, вожатые. Для того чтобы воспитательная работа давала нужный результат,
необходим тесный контакт с воспитателями и вожатыми.
Работа с воспитателями:
1. Индивидуальная работа с
воспитателями с целью проведения намеченных мероприятий.
2. Методическая помощь
воспитателям.
3. Совместный анализ проведенных
мероприятий с целью выявления положительных и отрицательных сторон.
4. Учет пожеланий воспитателей по
проведению мероприятий для детей.
Работа с вожатыми:
1. Работа над сценариями, репетиции
и проведение мероприятий.
2. Совместное обсуждение
проведенных мероприятий с целью выявления положительных и отрицательных сторон.
3. Оказание методической помощи
вожатым по работе с детьми
Важным
направлением воспитательной работы в лагере является деятельность детей в
творческом модуле, объединяющая детей по интересам в малые группы.
Организация такой деятельности в лагере носит вариативный характер, то есть в
период смены работают постоянные творческие мастерские, для функционирования
которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей. Во время сезона планируем работу следующих кружков: «Юный медик», «Олимпионик», « Кружок по мыловарению», «Умелые руки», «Хореография», «Вокал», «Актерское мастерство и сценическая речь» «Журналистика»
Организация
кружковой деятельности в лагере включает ряд этапов:
·Изучение интересов детей;
·Презентация творческих мастерских на линейке в начале
смены;
·Ознакомление детей с режимом работы
·Самоопределение детей и запись
·Деятельность ребят;
·Текущее отражение результатов деятельности детей;
·Подведение итогов работы кружков в конце смены.
Механизм реализации программы
этап |
время |
деятельность |
1. Подготовительный |
февраль- май |
Ø Подготовка корпусов к началу
1 лагерной смене Ø Составление
штатного расписания списки сотрудников лагеря Ø Разработка программы деятельности летнего
оздоровительного центра Ø Подготовка методического материала Ø Отбор кадров, составление необходимой документации для
деятельности центра Ø Составление план-сетки, информирование о должностных обязанностях,
инструкции по работе Ø оформление уголков |
2. Организационный |
Июнь-(2-3дня) |
Ø Встреча детей, выявление лидерских качеств Ø Запуск программы Ø Знакомство с правилами центра Определение планов работы
отрядов, корректировка планов в зависимости от интересов участников смены,
выбор ролей и видов деятельности. Ø Формирование служб самоуправления. Принятие законов
коллективной жизнедеятельности. |
3. Практический |
Июнь- август |
Ø
Реализации основной идеи смены Ø
Вовлечение детей и подростков в различные виды
деятельности |
4. Аналитический |
август |
Ø
Подведение итогов Ø
Выработка перспектив деятельности Ø Анализ предложений детьми, родителями, воспитателей,
внесенными по деятельности летнего оздоровительного центра |
Условия реализации программы
1. Нормативно-правовые условия:
ØЗакон «Об образовании РФ»
ØКонвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
ØВсемирная Декларация об обеспечении
выживания, защиты и развития детей 30.09.1990
ØПравила внутреннего распорядка центра
«Байкальские волны»
ØПравила по технике безопасности, пожарной
безопасности
ØРекомендации по профилактике детского
травматизма
ØДолжностные инструкции работников
ØСанитарные правила о прохождения
медицинского осмотра
ØЗаявки на путевки
ØАкт приемки центра
ØПланы работы
2 .Материально-технические условия
предусматривают:
|
Применение |
Источники
финансирования |
Ответственные |
Корпуса |
Спальни, игровая, |
Материальная база центра «Байкальские
волны», закупка канцелярских товаров, подготовка стендов |
Директор, воспитатели, ст. воспитатель,
технический персонал |
Спортивные
площадки |
Проведение
общелагерных игр на воздухе, спартакиада |
Материальная
база центра «Байкальские волны» |
Инструктор по физической культуре |
Библиотека |
Литература
для детей и педагогов |
Материальная
база центра «Байкальские волны» |
Директор, воспитатели, ст.воспитатель,библиотекарь |
Столовая |
Завтрак, обед, полдник, ужин, 2-ой ужин |
|
Заведующий
столовой |
Вожатская |
Творческая
мастерская вожатых |
Материальная
база центра «Байкальские волны» |
Воспитатели,
вожатые |
Тренажерный зал |
Для проведение часов здоровья |
Материальная
база центра «Байкальские волны» |
Инструктор
по физической культуре |
ØМатериалы для оформления летнего центра , отрядов,
творчество детей
ØНаличие канцелярских принадлежностей.
ØАудиоматериалы и видеотехника
ØСпортивный инвентарь, настольные игры
ØПризы, грамоты
ØХоз. Инвентарь
3. Кадровые
условия.
Состав педагогического коллектива определяется штатным
расписанием.
Педагогические кадры комплектуются:
• воспитателями (учителями общеобразовательных
школ, гимназий, профессиональных учебных заведений, специалистами учреждений
образования
• вожатыми (студентами средних профессиональных и
высших учебных заведений, членами молодежных общественных объединений и
организаций)
• педагогами дополнительного образования
(специалистами, методистами, педагогами учреждений дополнительного образования)
За годы работы детского
образовательно-оздоровительного лагеря сложился творческий коллектив. Есть
опытные педагоги – стажисты, хранящие дух и традиции лагеря. Есть молодые
педагоги с уже имеющимся стажем работы в лагере. Есть и
новички, привносящие в жизнь лагеря свежие идеи и нестандартность мышления.
Основные педагогические технологии
ØПедагогика сотрудничества
ØИгровые технологии
ØГрупповые технологии
ØТехнология свободного труда (С. Френе)
ØТехнология мастерских( академия творчества)
Режим дня
08.00 - подъем
08.10 - зарядка
08.45-09.00- линейка
09.00 - завтрак
10.00-11.00 - уборка помещений, территории
12.00-13.00 - оздоровительные
процедуры
13.00-14.00 – обед
14.00-16.00 - сон час
16.10-Академия
творчества
18.00 - отрядные
лагерные мероприятия
19.00 - ужин
20.00 - свободное
время
21.00 - ужин 2
21.30 - водные процедуры
22.00 - отбой для
4-6 отрядов
23.00 - отбой для
1,2,3 отрядов
План работы с детским активом
·Выбор совета города
·Подготовка к открытию и закрытию лагеря
·Оформление уголков, подведение итогов дня.
·Подготовка мероприятий, рейдов, походов.
·Выбор команды на соревнования.
·Обсуждение планов на следующий год.
План работы с родителями
Работа
с родителями проходит в течение всей лагерной смены и включает в себя:
·Встречи с начальником лагеря, воспитателями
·Получение информации о деятельности лагеря через фото отчет
смены.
Индивидуальная работа с детьми
Воспитательный
процесс проходит на протяжении всей смены и включает в себя:
·Беседы по правилам движения, культуре общения
·Беседы по профилактике негативных ситуаций, противопожарной
безопасности в помещении.
Работа с кадрами
Наименование |
Сроки |
Ответственный |
Педсовет |
2 раза в
смену |
Начальник
лагеря |
Оперативное
совещание |
Ежедневно |
Старший
воспитатель |
Линейка |
Ежедневно |
Старший вожатый,воспитатель |
Примерные мероприятия, проводимые в
лагере
· «Мисс, мистер BAIKALWOOD»
· Экологический марафон
· Конкурс актерского мастерства
· Бизнес игра
· Полоса выживания
· «Сила и грация»
· «Богатырь смены».
· «Национальные игры Бурятии»
· «ЭКШН-ТРЕНИНГ»
· ДЕНЬ
РОСИИ
· ДЕНЬ МОНГОЛИИ
· «Зарница»
· «День
Байкала»
· Спартакиада
· Вечер
Танцевальных Эпох
· День
неожиданности
· День
пожарной охраны
· День Нептун
· День индейца
· Енкаунтер
· День Семьи
· Статен в строю, силен в бою
· «На
привале»
· «Пожарный
калейдоскоп»
· «День
леса»
· Ралли выживания
· Наполним
музыкой сердца
· акция
«Кораблик мечты»
· КВН «Жить без улыбки – просто ошибка»
· Жемчужина здоровья
· День именинника
· День Спасателя
· Посещение спасательного отряда в Посольске
· экскурсии в мужской монастырь
· Музей в с. Сухая
· Выездной кинотеатр
· Танцевальные флешмобы
Диагностика и мониторинг
ПОДРАЗДЕЛЫ |
НАЗВАНИЕ МЕТОДИКИ |
НАЗНАЧЕНИЕ МЕТОДИКИ |
РАЗДЕЛ 1. ВХОДНАЯ ДИАГНОСТИКА (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД) |
||
"Давайте
познакомимся" или "расскажи нам о себе" Изучение
нравственных ценностей и направленности личности детей и подростков Познай себя |
1. Живая
анкета "Давайте познакомимся" 2. Анкета
"Цветок" 3. Анкета
"Я выбираю" 4. Анкета
"Фантастический выбор" 5. "
Волшебное озеро" 6. Анкета
"Семь желаний" 7.
"Самый-самый" 8.
"Самооценка" 9. Анкета
"Кто ты?" 10. Рисуночный
тест "Какой я?" |
Изучение
интересов и потребностей ребенка Получение
первичной информации о ребенке Изучение
интересов и желаний ребенка Изучение
нравственных ценностей Получение
информации о качествах и поступках ребенка через его самохарактеристику Изучение
направленности ребенка Изучение
самооценки ребенка Исследование
черт характера Получение
информации о характере ребенка |
РАЗДЕЛ 2. ТЕКУЩАЯ ДИАГНОСТИКА (ОСНОВНОЙ ПЕРИОД) |
||
Эмоциональное
самочувствие ребенка и группы в целом Изучение
временного детского коллектива |
1. Мониторинг -
карта 2.Мишень
настроения 3.
Эмоциональная цветопись 4.
"Градусник" 5.
"Рисунок-образ" 6.
"Рисунок-символ" 7.
"Аналогия" |
Получение
условной оценки степени развития коллектива “на сегодня” Получение
информации о настроении ребенка Изучение
эмоционального самочувствия ребенка Выявление
эмоциональных состояний ребенка Выявление
эмоционального отношения ребенка к коллективу Выявление
эмоционального отношения ребенка к коллективу Получение
характеристики детского коллектива |
РАЗДЕЛ 3. ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА (ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД) |
||
Вот и настало
время проститься нам с тобой |
1. Игра
"Чудо-дерево" 2. Рейтинг
личностного роста 3. Анкета
"Согласен-несогласен" 4.Методика
"Поляна цветов" 5.Методика
"Строим дом" |
Выявление
отношения каждого ребенка к содержанию работы объединения, группы в течение
всей смены Определение
развития собственной личности Получение
информации о том, почему подростку понравилось пребывание в лагере Анализ и
отражение участия детей в отрядных и лагерных делах Подведение
итогов участия детского коллектива в отрядных и лагерных делах |
Критерии отслеживания участия в коллективно-творческих делах
Каждый отряд, участвуя в коллективно-творческих делах, растет согласно
методике Лутошкина (от мягкой глины до алого паруса). После каждого
тематического дня на экране появляется определенное количество значков –
кадрики. Десять кадриков ровняется одному оскару
Алый значок - в лагере все любуются вами, вы постарались по полной
программе;
Зеленый значок - чуть-чуть не хватило до ликования, но ваш отряд достоин
признания;
Синий значок - что-то сегодня вы подкачали, завтра удача будет с вами.
Из маленьких значков - пазлов в конце смены у каждого отряда получается
один из зданий города Мастеров , цвет здания символизирует активность всего
отряда.
Критерии отслеживания реализации творческого потенциала
личности ребёнка.
1. через анализ (итоговые таблицы, анкеты):
2. наличие творческой активности;
3. результативность участия в отрядных и общелагерных мероприятиях, КТД
(в трудовых делах, конкурсах, театрализованных представлениях, в работе
детского самоуправления).
Критерии отслеживания формирования устойчивого
положительного отношения к пониманию приоритетности своего здоровья и здорового
образа жизни.
Анализ
1. качественный и количественный показатель проведения оздоровительных
зарядок и их системность;
2. качественный и количественный показатель участия детей в
специализированных центрах, мероприятиях спортивной направленности.
Анализ:
1. качественный показатель результативности экрана чистоты;
2. качественный показатель полученных результатов участия в мотивационно
- трудовых играх;
3. количественный и качественный показатель участия детей в трудовых
десантах;
4. анкетирования детей в начале и в конце смены;
5. динамика развития статуса дружины.
Прописные истины ДОЛ «Байкальские волны»:
- правило «окружающего мира» - мы должны беречь природу;
- правило «поднятой руки» - если человек поднимает руку, надо молчать и
послушать его;
- правило «ВВВ» - взаимоуважение, взаимопонимание, взаимоподдержка;
- правило «территории» - выход за территорию лагеря только по разрешению
руководства в сопровождении взрослых;
- правило «единства» - все делаем вместе и дружно;
- правило «ноль-ноль» - закон точного времени;
- правило «песни» - начал песню, допой до конца.
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы
ожидается:
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
Укрепление физических и психологических сил детей и
подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых
знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и
самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной
и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в
социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в
кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им
социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Приложение 1.
Профилактические мероприятия и мероприятия
по предупреждению чрезвычайных ситуаций и
охране жизни детей в летний период:
Инструктажи для детей:
№ |
Название
инструкции |
|
Инструкция о мерах пожарной безопасности для учащихся центра |
|
Инструкция по охране труда при проведении занятий по спортивным и подвижным играм (футбол, волейбол, баскетбол, теннис и др.) |
|
Инструкция по оказанию первой помощи при укусе животных и насекомых |
|
Инструкция по правилам безопасности для учащихся в обеденном зале |
|
Инструкция для воспитанниками МАОУ ДОД ДООЦ«Байкальские волны» при возникновении теракта и при обнаружении подозрительных предметов. |
|
Инструкция по правилам безопасного поведения на дорогах и на транспорте |
|
Инструкция по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улицах,
дома и в общественных местах |
|
Инструкция по охране труда при проведении массовых мероприятий (вечеров, утренников, концертов, фестивалей, конкурсов, конференций, слетов, брейн-рингов) |
|
Инструкция по правилам поведения в экстремальных ситуациях |
|
Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшему при несчастных случаях |
|
Инструкция по электробезопасности для учащихся, воспитанников
образовательных учреждений |
|
Инструкция по правилам поведения на водоемах в летний период |
Беседы медицинского работника: «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?» и др.
Беседы с участковым уполномоченным:
«Внимание! Дорога!», «Что нужно знать юному велосипедисту?» и др.
Имидж отряда.
Имидж отряда – неповторимыйвнешний образ отряда, отличающего его от других отрядов. К таким внешним приметам отряда относятся:
ü Название отряда, девиз. Все отряды имеют названия .Все это находит отражение в оформлении отрядных мест и уголков.
ü Элементы одежды, с преобладанием цвета в них (футболки.);
ü Отрядная песня и любимые песни отряда
ü Законы отрядной жизни
ü Оформление отрядного кабинета, уголка, отрядная газета, отражающие основные события жизнедеятельности отряда;
Приложение 2.
План работы кружка «Кружок по
мыловарению»
Руководитель: Насырова Ольга Анатольевна
Количество человек – 15 человек
Материал и оборудование:
Микроволновая печь
Емкость стеклянная или пластмассовая, для микроволновой печи
Стаканчики – 15-20 штук
Палочки для размешивания – 15-20 штук
Материал:
Мыльная основа(прозрачная), отдушки, красители, формы силиконовые, для
изготовления.
Материальные расходы:
Мыльная основа
Отдушки 5
шт * 60 руб = 300 руб,
Красители (желтый,
красный, синий, зеленый, оранжевый) 5 шт * 2 шт каждого цвета = 10 штук
10 шт* 50 руб = 500 руб
Форма средняя 15 шт * 60 руб = 900 руб
ИТОГО:
750 + 300 + 500 + 900 = 2450 руб
Тема и содержание:
«Мыло
маме" (мыловарение
с использованием мыльной основы) |
Знакомство с
материалами, процессом изготовления. Техника безопасности |
Мыло в форме
цветка |
|
Упаковка и
оформление подарка |
Цель:
развитие художественно-творческой активности детей, знакомство с
современными видами рукоделия.
Задачи:
·знакомить с основами
знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно –
прикладного искусства;
·формировать образное,
пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
·формировать навыки
работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных
материалов;
·формирование творческих
способностей, духовной культуры;
·воспитывать в детях
любовь к своей родине, к традиционному народному искусству, природе и
окружающему миру.
Ожидаемые результаты:
В конце обучения дети должны получить
знания:
·о технологии домашнего
мыловарения;
умения:
·готовить мыло простых
форм из мыльной основы.
Приложение 3.
Руководитель:
Кружок «Умелые руки»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от
личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное
мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером,
меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие
творческой личности в ДООЦ должно быть не только практическим, но и духовным.
Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и
эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время ребят.
Работа с бумагой, природным и бросовым материалом,
тканью – это самые распространенные виды декоративно –
прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие
инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют
заниматься декоративно-прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая
часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а
практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают
приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить
начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры
труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться
инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено
вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.
Курс кружка “Умелые руки” носит интегрированный характер. Интеграция
заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира,
объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах
реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья,
энергии, информации.
Рабочая программа рассчитана для обучающихся начальной школы. Занятия
проводятся 3 часа в неделю, что составляет 9 часов за сезон.
Основные цели работы:
всестороннее
эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
создание условий для
самореализации ученика в творчестве;
формирование
практических трудовых навыков;
развитие
индивидуальных творческих способностей.
Задачи:
развитие:
творчества;
сенсорики, мелкой
моторики рук;
пространственного
воображения;
технического и
логического мышления, глазомера;
способности
самостоятельного выполнения и создания различных поделок.
овладение:
начальными
технологическими знаниями, умениями и навыками;
опытом практической
деятельности по созданию поделок;
способами планирования
и организации досуговой деятельности;
навыками творческого
сотрудничества.
воспитание:
уважительного
отношения к результатам труда;
интереса к творческой
и досуговой деятельности;
практического
применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии,
практическая работа. коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому
ребёнку, исследовательские проекты.
Ожидаемые результаты:
Высокая степень интереса младших школьников к содержанию
занятий.
Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов
материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, как
на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в
качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников и др.
практическое применение своих умений и навыков.
Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке
“Умелые руки”
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая
и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция,
чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла),
контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль),
приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия
и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными
и многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза,
удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание,
сборка, отделка;
- способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких
верёвочек;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.
Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных
источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных
изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению
несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами,
сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия
рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты
(ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на
доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе,
поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь,
этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом,
подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на
всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного
задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз),
схему.
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных
учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.
Тематическое планирование и содержание программы по темам и
объему.
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теоретических |
Практических |
1 |
Вводное
занятие |
1 |
1 |
- |
2 |
Работа с
бумагой и картоном. |
2 |
1 |
1 |
3 |
Работа с
тканью. |
1 |
- |
1 |
4 |
Работа с
бросовым материалом |
2 |
1 |
1 |
5 |
Работа с
пластилином |
2 |
- |
2 |
6 |
Итоговое
занятие |
1 |
- |
1 |
|
Итого |
9 |
3 |
6 |
Содержание:
Вводное занятие.
Беседа, ознакомление
детей с особенностями кружка.
Требования к поведению
учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на
рабочем месте.
Соблюдение правил по
технике безопасности. Проведение входного контроля.
Работа с бумагой и картоном.
Изготовление закладки
по образцу.
Знакомство с оригами.
Симметричное
вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов,
листьев.
Изготовление
аппликаций по образцу.
Изготовление
игрушек-марионеток (работа с шаблонами).
Изготовление
настольных игрушек (но образцу).
Изготовление елочных
гирлянд, игрушек.
Изготовление
карнавальных масок.
Изготовление
поздравительных открыток (по образцу).
Работа с тканью.
Знакомство с видами
швов (“вперед иголка”, “через край”).
Изготовление салфетки
с бахромой (по образцу).
Знакомство и шитье
мягкой игрушки.
Изготовление одежды
для Барби (по выбору детей).
Работа с бросовым материалом.
Конструирование дома
для сказочных героев.
Конструирование
игрушек из прямоугольных коробок.
Игрушки из
пластмассовых бутылок, банок,
Работа с пластилином.
Лепка людей, животных,
овощей (по образцу).
Пластилиновая
аппликация на картоне “Полет на Луну”, “Ваза с цветами” (по образцу).
Лепка по замыслу
детей.
Итоговое занятие.
Подведение итогов. Проведение итогового контроля.
К концу обучения учащиеся должны знать:
название и назначение
материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение
ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла,
наперсток;
правила безопасности
труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
анализировать под
руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого
оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
правильно организовать
свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила
безопасности труда и личной гигиены;
экономно размечать
материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать
бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью
клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
Необходимые инструменты и материалы для работы:
1. Белая бумага и
цветная бумага
2. Картон белый и
цветной
3. Ножницы и
канцелярский нож
4. Пластилин яркий (не
пачкающий руки)
5. Клей ПВА и карандаш
6. Кисточки для клея и
рисования( широкие и узкие)
7. Бумага бархатная и
гофрированная
8. нитки и иголки для
шитья
9. Для вышивания (
наборы, пяльцы и нитки)
10. фоторамки А3 и А4
Приложение 4.
План работы модуля « Юный спасатель»
Руководитель: подразделение МЧС Посольска.
Пояснительная записка
Курс предназначен для ознакомления с общими
характеристиками различных ЧС, их последствиями и привитием воспитанникам
знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных
ситуаций.
Программа курса включает три последовательных этапа
охватывающих теорию и практику общей физической подготовки, защиты человека от
опасных, вредных факторов чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального харктера и привитие знаний по действиям в той или иной чрезвычайной
ситуации..
Общий курс подготовки направлен на решение следующих
образовательных и воспитательных задач:
- формирование чувства бережного отношения к природе;
- привитие первичных навыков и умения к адаптации в
условиях природной среды и при техногенных авариях;
- развитие морально-этических и волевых качеств;
- утверждение здорового образа жизни;
- повышение уровня физической и технической
подготовленности;
- повышение уровня индивидуальных знаний.
- формирования чувства ответственности за жизнь окружающих
и своей.
Тематическое
планирование и содержание программы по темам и объему.
На 3 сезона
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теоретических |
Практических |
1 |
Виды оборудования применяемые при
аварийно-спа-сательных работах на воде.
Виды спасательных работ |
1 |
1 |
- |
2 |
Основы выживания в различных
чрезвычайных ситуациях |
1 |
1 |
|
3 |
Поисково-спасательные работы в
условиях пожаров. Как вести себя во время пожароа |
1 |
1 |
|
4 |
Поисково-спасательные работы на
водных акваториях. Как вести себя около водоемов - оказание помощи |
1 |
1 |
1 |
5 |
Основы сигнализации |
1 |
|
1 |
6 |
· ориентирование на местности-1 |
2 |
1 |
1 |
7 |
Проверка знаний (
« Тропа выживания» |
|
|
1 |
|
Итого |
9 |
5 |
4 |
Содержание:
·
Виды оборудования
применяемые при аварийно-спасательных работах. Виды
спасательных работ на воде - 1 час.
Общее понятие о поисково-спасательных работах.. Организации
способствующие поисково-спасательным работам
Транспорт.. Индивидуальное снаряжение. Снаряжение и оборудование для
водолазных работ. Средства защиты органов дыхания и тела. Приборы обнаружения и
проведения замеров и пр.
·
Основы выживания в
различных чрезвычайных ситуациях 1 час
Экстремальные условия и их влияние на человека (жара,
холод, ветер, пыль, высота, и др.)
Выживание в природной среде (организация питания,
временного жилища, средства защиты от диких животных, организация переходов,
определение места нахождения и т. д.). Выживание в нетрадиционных ситуациях.
·
Как вести себя во
время пожара. Поисково-спасательные работы в условиях пожаров - 1 часа.
Классификация пожаров. Лесные пожары. Пожары в жилых
помещениях. Способы прекращения горения. Приобретение наыков работы с
огнетушителем
·
Как вести себя около водоемов. Поисково-спасательные
работы на водных акваториях. - оказание
помощи - 1 часа.
. Сигналы бедствия. Спасение утопающих. Транспортировка
пострадавших. Оказание первой помощи.
·
Как вести себя если
потерялся в лесу - 1 часа.
. Организация отдыха.. Движение по чащобным участкам.
Движение по завалам. Меры личной безопасности.
·
Основы
сигнализации - 1 часа.
Определение условных сигналов. Подача сигналов с
использованием звуковой и световой сигнализации. Отработка приемов подачи
информации сигнальными флажками, руками, дымом, звуком, светом.
· ориентирование на местности-1
Определение расстояний Ориентирование на местности, по
природным признакам, солнцу, звездам, ветру, географическим особенностям
местности. Ориентирование в замкнутых пространаствах, в условиях задымленности.
Ориентирование с использованием средств связи и сигнализации.
Определение сторон горизонта. Определение местонахождения.
Определение времени. Определение азимута и географических координат.
Особенности ориентирования в условиях сильнопересеченной местности.
Ориентироование ночью.
·
Проверка знаний «
Тропа выживания»
·
Наименование этапов |
·
Навесная переправа |
·
Переправа по бревну |
·
Переправа на плавательные
средствах в т. ч. и из подручных средств |
·
Движение по
болотистым участкам (кочки, жерди и пр.) |
·
Вязка узлов |
·
Преодоление чащи или
завала |
·
Оказание медицинской
помощи |
·
транспортировка"пострадавшего" |
·
Ориентирование |
·
Организация бивака
(установка палатки, укрытия, приготовление пищи, разжигание примуса, печки и
т. д.) |
·
Укладка рюкзака |
·
Преодоление
препятствий на воде с использованием плавательные средств |
Приложение 5.
План
работы кружка «Вязание крючком»
Руководитель:
Элективный курс “Волшебный крючок” адресован
учащимся, освоившим начальный курс вязания крючком.
Цель курса – развитие навыков вязания крючком, формирование
жизненно важных трудовых умений, создание условий для творческой самореализации
личности ребенка.
Программа курса предполагает решение
следующих задач:
·
отработать навыки
вязания крючком;
·
обучить применению
полученных навыков на практике;
·
научить представлять
результаты работы через проектную деятельность;
·
развивать познавательный
интерес, интеллектуальные, творческие способности.
·
воспитывать
трудолюбие, терпение, целеустремленность, предприимчивость.
·
Помочь в определении
выбора дальнейшего направления своей деятельности.
Данный курс рассчитан для учащихся5,- 9
классов. Продолжительность курса составляет 8 Занятия рекомендуется проводить
два раз в неделю.
При изучении данного курса рассматриваются
вопросы: традиционная техника; техника гипюрного кружев; декоративное вязание.
В процессе обучения используются в сочетании
различные методы обучения – словесные, наглядные, практические, индивидуальная
работа, метод проектов.
В процессе занятий учащиеся знакомятся с
литературой и иллюстрированными материалами, с историей возникновения и
развития вязания кружев, творчеством мастеров. В форме беседы проводятся
обсуждения наиболее интересных образцов вязки, схем, а так же ошибок, часто
встречающихся в работе.
Основное место в программе курса отводится
выполнению практических работ. В процессе практического обучения учащиеся
знакомятся со схемами видов вязания крючком, с самостоятельным составлением
схем, с выполнением различных видов вязания крючком, с овладением способами
соединения данных кружев в узоры.
Так как работа по выполнению кружев требует
больших затрат времени, то предусмотрено в программе выполнение домашнего
задания.
В период обучения учащиеся выполнят творческий
проект, при реализации которого закрепляются полученные навыки данного вида
рукоделия В зависимости от условий работы, подготовленности учащихся могут быть
внесены изменения в порядок выполнения изделий, увеличено число занятий для
изучения той или иной темы.
В результате изучения программы курса
учащиеся:
должны знать:
·
ассортимент изделий с
кружевом;
·
правила техники
безопасности и личной гигиены при вязании кружев;
·
способы экономного
расходования материалов, бережного обращения с инструментами;
·
характерные
особенности продольных, поперечных и гипюрных кружев;
·
способы перехода от
одного элемента кружева к другому;
·
размеры изделий,
расчет начального количества петель;
·
сохранение плотности
вязания;
·
изготовление игрушек
должны уметь:
·
подбирать материалы,
инструменты и приспособления для вязания кружев;
·
экономно расходовать
материал, бережно обращаться с инструментами и материалами;
·
разрабатывать
самостоятельно несложные композиции кружев с учетом вязания продольного,
поперечного или гипюрного кружева;
·
пользоваться
инструментами;
·
строить выкройку
вязанного жакета;
·
владеть приемами
вязания кружев: продольных, поперечных, гипюрных;
·
выполнять прибавление
и убавление петель;
Тематический
план
№ |
№ |
Темы |
Кол-во |
В том числе |
|
Теория |
Практика |
||||
1 |
Традиционная техника. |
|
1 |
|
|
2 |
Поперечные кружева. |
|
1 |
|
1 |
3 |
Гипюрные кружева |
|
1 |
|
1 |
4 |
Филейные кружева. |
|
2 |
1 |
1 |
5 |
Декоративное
вязание |
|
3 |
1 |
2 |
6 |
выставка
изделий |
|
|
|
|
Содержание
курса
Занятие
Продольные кружева - направление вязания.
Ассортимент изделий. Подготовка материала к отделке. Нитки для кружева. Способы
обработки края изделия, расчет количества петель.
Варианты выполнения продольного кружева:
вывязывая отдельно, а затем пришивая его; как бы надвязывая край изделия;
выполнение кружева на готовой тесьме.
Технология выполнения: продольного кружева.
Раппорт узора, условные обозначения, угловые прибавки. Работа с журналами мод.
Качество выполнения продольных кружев, причины
возникновения дефектов и меры их предупреждения
Практическая работа. Изготовление продольных кружев: вывязывая кружево
отдельно, а затем, пришивая его. Работа по схемам.
Самостоятельная работа: кружевной носовой платок, сеты, кружева для отделки
юбки, платья, ночной сорочки и т.д.
Занятие
Традиционная техника. Поперечные кружева.
Поперечные кружева, направление вязания.
Ассортимент изделий с поперечным кружевом.
Варианты выполнения поперечного кружева.
Правила вязания образца. Технология выполнения поперечного кружева. Раппорт
узора. Условные обозначения. Выбор крючка в зависимости от ниток и узора
вязания, выполнение эскиза изделия. Составление технологического рисунка.
Последовательность и направление вязания. Освоение рабочих приемов вязания
образцов сложной формы. Начало и направление вязания. Соединение поперечных и
продольных кружев.
Условия правильного выполнения поперечного
кружева.
Причины возникновения дефектов и меры их
предупреждения.
Практическая работа Изготовление кружевных полос. Работа по схемам. Самостоятельная
работа: кружева для отделки полотенец, наволочек, постельного белья и
т.д.
Занятие
Гипюрные кружева
Гипюрное кружево - имитация русского гипюра, а
также его прототипов французских и русских блондов и валансьенов. Ассортимент
изделия.
Мотив как самостоятельное изделие или отделка
на одежде. Мотив в виде квадрата, овала, круга, цветка и т.п. Способы
соединения мотивов: соединение кромок уже готовых мотивов в одно полотно
иголкой, полустолбиками без накида или столбиками без накида; соединение
мотивов в процессе вязания последнего ряда. Зависимость способа соединения от
рисунка. Технологический рисунок, условные обозначения, направление вязания.
Практическая работа Изготовление кружева или самостоятельного изделия из
круглых мотивов, используя различные способы соединения. Самостоятельная
работа: салфетки, сеты, кружевные вставки для швейных изделий, топ,
кофточка и т.д.
Занятие
Филейные кружева.
Ступенчатое вязание и соединение на углах.
Вязания угла в два приема с поворотом на 90*.
Обозначение на схемах, формирование угла.
Выполнение укороченных рядов по схеме угловой прибавки, дополнение рядов.
Практическая работа Формирование угла за счет угловой прибавки. Самостоятельная
работа: вязание прошв для отделки салфеток с формированием угла.
Заглянем в прошлое. Истоки русского головного
платка. Платки, косынки, шали, палантины, шарфы, боа. Способы вязание платка,
шали.
Практическая работа Выбор изделия, работа с журналами мод. Способы вязание
платка. Самостоятельная работа: связать кружевную косынку,
палантин, шарф, и т.д.
Практическая работа №
Выполнить элементы изгиба тесьмы, например,
“Звездочка”, “Змейка”, “Полоска”, Овал”.Выполнить мотивы, с одновременным
заполнением просветов, например, “квадрат”, “цветок”.
Занятие. Декоративное
вязание.
Расширение возможностей работы с крючком.
Работы крючком на пластмассовой сеточке:
вязание лепестков цветов, листья, из них создание декоративной композиции;
вязание декоративной посуды; работы по вязанию настоящего ковра и т.д. всё это
внесёт разнообразие в интерьер квартиры. Материалы для декоративного вязания –
всё, что найдётся в доме, из подручных средств. Умелые руки возрождают старые
вещи, заставляют их снова служить человеку.
Практическая работа Техника вязания на пластмассовой сеточке. Изготовление
элементов композиции: прожилки, соединение листьев со стеблем, сердцевины
цветов, ягоды и плоды. Основы для композиции. Самостоятельная работа: составить
композицию: букет в вазе, букеты в плетеных корзинах, настенные композиции и
веточки, композиции в овале и кольце, на обруче и в круге, композиции на
декоративной тарелке, цветочные композиции на вязаных салфетках и т.д.
Занятие. выставка изделий
. Организация и проведение выставки работ
учащихся.
Приложение 6.
План
работы кружка «Бригантина»
Кружок «Бригантина» - это дружный, сплочённый коллектив
единомышленников, которых объединяет стремление к творчеству, к общению,
познанию интересного.
Вид программы по целевой
направленности: общекультурная.
По тематической
направленности: художественная, ведь театральное искусство синтезирует в себе
музыку, литературное творчество, изобразительное искусство, прикладное
творчество и т.д.
Срок действия программы – 1 год ,
возраст детей 10-11 лет. Ребята занимаются 2 раза в неделю по 1 часу.
Цель :
Приобщить детей к театральному и
музыкальному искусству посредством малых форм театрализации с музыкальным
оформлением (литературно-музыкальные композиции, тематические агитбригады,
инсценировки, мини-спектакли).
Направлена:
В соответствии с целью,
поставленной данной образовательной программой, выделяется ряд педагогических
задач, которые предстоит решать руководителю в ходе реализации программы;
Задачи:
Учебно–тематический план
театрального кружка
«Бригантина»
Содержание программы
Теоретическая подготовка.
Теоретическая подготовка
предусматривает обучение выразительному чтению, театральному мастерству,
хореографии, вокалу.
Практическая подготовка.
Практическая подготовка
предусматривает перенесение полученных теоретических знаний в практику:
развитие навыков выразительного чтения, театрального мастерства, хореографии,
вокала.
Практическая подготовка включает
в себя репетиции спектаклей, концертов, литературно-музыкальных композиций,
праздников.
Вводное занятие.
Знакомство с планом работы
кружка. Первичный инструктаж по технике безопасности. Правила работы с
инструментами, декорациями, видеотехникой. Поведение на сцене. Правила работы с
микрофоном. Театральная игра. Вводное занятие «С чего начинается театр?»
Ритмопластика.
Вводное занятие. Беседа о
сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях.
Культура и техника речи.
Эти разные слова - вводное
занятие. Что значит красиво говорить? Беседа о словах паразитах речи.
Вокал. Основы вокального исполнения.
Элементарная музыкальная грамота. Индивидуальная или групповая вокальная
работа. Правила вокальных исполнений.
Театрализация, репетиционная
деятельность. Сценарий
и правила работы с ним.
Этапы работы: 1.Знакомство,
прослушивание. 2.Чтение по ролям. 3.Определение порядка сцен и сюжетной
линии.4. Работа над образом. 5. Работа на сцене. 6.Оформление сцены, костюмы,
реквизит.
сказка – спектакль
Написание сказки. Чтение и
обсуждение сказки. Распределение ролей. Чтение сказки по ролям. Работа над
дикцией. Репетиция сказки по отдельным сценам. Постановка вокальных номеров.
Поведение на сцене. Оформление сцены и зала, декораций.
Постановка сказки – спектакля.
Ожидаемый результат
Дети всесторонне развиваются. Они
играют на сцене, учатся выражать свои чувства, отношение к своему герою.
Проявляют инициативу, творчество.
Развивают речь, интеллектуальные,
познавательные способности.
Формируется интерес к
театральному искусству, музыке, поэзии.
Ребята глубже знакомятся с
творчеством русского народа, его традициями, обычаями. Сильнее любят свою
Родину – Россию и выражают эту любовь в своих стихах.
Члены кружка отличаются
трудолюбием, способны прийти на помощь друг другу. Вместе с родителями шьют
театральные костюмы и готовят декорации, оформляют сцену
В ходе реализации образовательной
программы обучающиеся получат следующие знания, умения, навыки:
1.Интонировать чисто, соблюдая
правила пения.
2.Читать, грамотно артикулируя.
3.Осуществлять разбор сценарного
материала.
4.Сочинять небольшие отрывки,
строфы, импровизировать в конкретном образе.
5.Двигаться, говорить, выступать
со сцены в роли ведущего, актера, помощника.
6.Классифицировать знания о
формах и жанрах театральных постановок.
Методическое обеспечение
программы
Проведение занятий в театральном
кружке «Бригантина» направлена на раскрытие творческих способностей детей.
В основном, проводятся
практические занятия, которые строятся в форме театральных постановок,
вокальных и танцевальных номеров, подготовки к различным праздникам, литературно-музыкальных
композиций.
Вместе с детьми разрабатываются
сценарии новогодних сказок-спектаклей, концертов, праздников.
В процессе занятий театрального
кружка ребята приобретает знания о театральном и музыкальном искусстве; учиться
правильно и красиво говорить, читать стихотворные тексты, уметь читать и
создавать сценарии различных сценок.
В ходе репетиционной деятельности
ребята получают навыки работы на сцене, познают культуру выступления, поведения
на сцене, в ходе выступлений учатся импровизации.
В ходе индивидуальных занятий в
малых группах ребята получают навыки работы над художественным образом, учатся
улавливать особенности той или иной роли. Учатся искусству перевоплощения с
помощью участия в создании элементов декораций и костюмов.
В ходе общения и целенаправленной
совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и
неформального общения как в малых группах, так и в коллективе в целом, получают
опыт общения в разных социальных ролях, опыт публичных выступлений перед различной
аудиторией.
Воспитательная и творческая
работа через работу в малых группах, через творчество и сотворчество
воздействует на личность, способствует ее становлению и развитию.
Основными методами
реализации данной программы можно считать:
- метод театрализации;
- метод эмоциональной
драматургии;
-метод работы «от простого к
сложному»;
- игру.
Суть метода театрализации состоит
в соединении звуков, цвета, мелодий, интонаций в пространстве и времени,
раскрывающих образ в разных вариациях. Благодаря своей социально-педагогической
и художественной направленности театрализация выступает одновременно как
социально-художественная обработка жизненного материала и особая организация
поведения и действия личности в условиях досуга.
Основные формы работы :
1. Мастер – класс – это занятия в игровой
форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить
изучение основ театрального искусства:
-культуры речи;
-сценического движения;
-работы над художественным
образом;
-вокальное исполнение.
2. Репетиция – разбор сюжетной
линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над
сценическим движением – «разводка» сцен.
3. Индивидуальные занятия –
работа над художественным воплощением образа, вокальным исполнением или
танцевальным номером.
4. Показ спектакля (других форм
театрализации) – публичное выступление.
5. Воспитательные формы работы –
беседы, посещение театров, совместные праздники, вечера отдыха. Индивидуальная
работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления.
Различные формы работы направлены
на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что
предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.
Литература
1.Воловик Т. Педагогика и
методика досуга (Текст)/ Т.Воловик , С. Воловик – М. :Просвещение, 2001.
2.Классный руководитель: журнал –
2003. -№6,10.
3.Смирнов В.И. Воспитание
культуры общения на уроках театрального искусства. Г.Н.Новгород, 1993г
4.Приложение к журналу
«Внешкольное воспитание и дополнительное образование детей и молодёжи», 2005г
5.Кучер Н.И. «Любовь моя театр»,
2004г
6.Генералова И.А. «Мастерская
чувств», 2006г
7.Попова Т.И. «Мир вокруг нас»,
2000г.